*: 
«Трехлетний Миша собирает пазлы. Элементов не так много, но Миша
задумался, рассматривает внимательно каждую деталь. Папа не выдержал и
начал подсказывать, но мальчик вдруг раскапризничался и бросил игру.
Папа в недоумении: он всего лишь хотел помочь". Он не подумал об одном: а
нужна ли сыну его помощь. Прекрасно, если взрослым интересны детские
игры и занятия, но не всегда уместна родительская подсказка, ведь
возникающие трудности просто необходимы ребенку для развития интеллекта,
волевых качеств, а также умения самостоятельно принимать решение.
Иногда мы преувеличиваем беспомощность ребенка, стремимся все делать за
него, забывая о том, что каждый прожитый день, месяц, год – маленький
шажок на пути к самостоятельной жизни. Задача родителей – помочь обрести
самостоятельность. Когда же начинать? Чем раньше, тем лучше!
Уже в 1,5-2 года ребенок уверенно проявляет инициативу, констатируя
«Буду сам». Ближе к трем годам, когда в ребенке просыпается его «Я»,
желание быть самостоятельным многократно возрастает. Он уже многому
научился, овладел навыками личной гигиены и приема пищи, сам одевается и
раздевается, помогает взрослым в домашних делах. Многие считают, что
эти навыки вырабатываются сами по себе. Это не совсем так. Конечно,
ребенок копирует поведение взрослых, но все же до определенного времени
он нуждается в организации своих действий и поддержке родителей.
Иногда родители жалуются, что ребенок уже освоил действие, но выполнять
его не хочет – ленится. Это еще одно заблуждение, поскольку дети,
особенно маленькие, всегда преисполнены желания действовать, а лень им
еще не знакома. И если ребенок отказывается одевать ботиночки или
убирать игрушки, значит есть на то причины, просто вы о них не знаете.
Услышав или прочитав о детской самостоятельности, многие мамы решают
научить своего малыша всему и сразу. Этого делать не стоит. Только
постепенность, терпение и ненавязчивость помогут осуществить задуманное.
И еще несколько советов.
1. Если ребенок не просит вас о помощи, не вмешивайтесь, даже если его
действия не совсем правильные и точные. Оказывая ненужное давление, вы
губите инициативу.
2. Если ребенок просит вас о помощи, обязательно помогите ему, даже
если, на ваш взгляд, действие совсем простое.
3. Не заставляйте ребенка что-то делать насильно. Используя
доброжелательные просьбы, вы быстрее получите положительный результат.
4. Чаще просите малыша о помощи, доверяя ему посильную работу. Роль
маминого и папиного помощника дети выполняют с удовольствием. Помочь
развесить белье, накрыть на стол, протереть пыль, разобрать сумку с
продуктами вполне по силам трехлетнему малышу. Не забудьте в конце
поблагодарить за помощь.
5. Поощряйте любые самостоятельные действия, даже если они еще далеки от
совершенства. Опрокинутые тарелки и разбитые чашки – следствие
неразвитости мелкой и общей моторики детей, и ругать за это
несправедливо.
6. Совместная деятельность – лучший способ привития самостоятельных
навыков. Однако, организуя игры или домашние дела, постарайтесь, чтобы
ребенок был реальным участником, а не простым наблюдателем.
7. Проговаривайте все, что вы делаете с ребенком. Например: «Сейчас мы
включим водичку и намочим руки, теперь возьмем мыло и намылим наши
ручки, как следует, потрем и смоем водой. А теперь вытрем руки
полотенцем и т.д.». Постепенно малыш освоит порядок действий и сможет
выполнять сам вначале отдельные элементы, а затем и все остальное.
8. Воспитывайте личным примером, ведь дети склонны к подражанию. Ребенок
не хочет убирать игрушки? Уберите их сами, без раздражения, спокойно и с
удовольствием. Через 1-2 дня он обязательно составит вам компанию. А
то, что вы сегодня делаете вместе, завтра он сможет повторить
самостоятельно.
Многое из того, что может сделать ребенок, родители зачастую делают
сами. Не потому что они не верят в собственных детей, а потому что так
проще и быстрее. Но то, что трехлетний ребенок сделает с удовольствием,
десятилетнего уже не допросишься. Не теряйте детское время даром!
Богачева Яна
|